A → B

О правилах

Это — очень краткое руководство как повысить свои шансы быть более хорошим фотографом, но вечная проблема таких руководств в том, для этого придется что-то делать, и лучшее что можно сделать для этого, так это закрыть этот текст и пойти фотографировать, но мы слишком ленивы и готовы пойти на что угодно, лишь бы не фотографировать, и поэтому я пишу этот текст вместо того, чтобы фотографировать, а вы читаете этот текст вместо того, чтобы фотографировать.

Меня все устраивает, кстати, ведь я больше не верю ни в искусство, ни в фотографию, но вы верите наверное или в первое, или во второе, или во все сразу, а еще мы любим всякие правила, руководства и “лучшие практики”, и, возможно, что если я сейчас ничего не напишу, я не напишу этого никогда, и поэтому давайте поскорее приступим к этому скорбному и мучительному делу.


Правило первое: “Всегда бери с собой камеру”.

Помните, как было в том фильме? “Это моя камера. Таких камер много, но эта — моя. Моя камера — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Я должен научиться управляться ею так же, как я управляюсь своей жизнью. Без меня моя камера бесполезна. Без моей камеры бесполезен я.”

Когда я говорю “всегда”, это надо воспринимать буквально. Ложитесь спать? Камера лежит рядом на тумбочке, идете срать — смотрите на камеру в руках, а не в свой смартфон, выходите за пивком в ларёк — камера в кармане, на работу, на свидание, собираетесь помастурбировать, поесть, впишите свой вариант — камера где-то под рукой, ну, вы поняли идею. Можно возразить, что это полная херня, никто так не делает, но это мои правила — придумай свои и делай как написано, но это ты читаешь мой текст, а не я твой.

Есть ли у этого метода недостатки? Абсолютно, и я не о том, что мастурбировать одной рукой не так приятно, как двумя. Носить постоянно камеру в руках подразумевает, что каждый удачный кадр будет не счастливой случайностью или результатом необычайного вдохновения, а итогом регулярной, изматывающей практики. Но мы тайно желаем известности и признания не потому что мы много и усердно трудились (это любой дурак может!), а потому что у нас точно есть Талант, просто он заточён где-то внутри, и когда-нибудь он обязательно прорвется наружу, надо только верить, и поэтому мы гуляем с камерой два часа в неделю и остальное время держим её в своём дорогом фоторюкзаке.

Если же удачные фотографии будут результатом ежедневных стараний (правильное слово — страданий, но об этом позже), то нет никакого Таланта, а мы хотим быть Особенными и Важными и чтобы все само получилось. В том числе поэтому мы редко делаем фотографию заработком, оставляем её только хобби, так надежда на Талант сияет ярче всего.

Но не надо обольщаться, мы бесталанны и ограничены (а еще насмотрены, но об этом позже), а прогулки со своей чудесной дорогой многомегапиксельной камерой с глобальным затвором/повышенной битностью/интеллектуальным фокусом в выходной день на два часа, чтобы потом положить её обратно в дорогой фоторюкзак не работают, как и всё остальное. В фотографии работает только постоянно фотографировать, а для этого надо постоянно держать камеру в руках, а для этого надо пользоваться первым правилом 24/7.

Нет, смартфон не годится, это не фотоаппарат. Мы можем снимать счетчики, еду или бомжей на помойке на смартфон, но фотографии мы снимаем на фотоаппарат. “А что если я буду снимать на” — нет, торгуйтесь, пожалуйста, в другом месте.


Только написав первое правило, я понял что это была абсолютно глупая идея: писать правила, потому что их все и так знают, но правила не имеют значения, имеет значение только действия которые вы совершаете, а для меня имеет значение не правила, это просто предлог, а все то, написано до и после, и поэтому tl;dr тут не сработает, как и все остальное, единственное что сработает — это больше фотографировать. Но я пишут этот текст, вместо того, чтобы фотографировать, а вы его читаете вместо того, чтобы фотографировать, and here we go again.

Но есть второе правило: “Камера должна быть такой, чтобы можно было выполнить первое правило”.

Есть такие носки (трусы) “неделька”, это то, что я всякий раз представляю, когда мы, фотографы, рассказываем, как у нас много разных фотоаппаратов и объективов.

Вот как это бывает. Понедельник: D700 + 35/2, потому что я возвышенный и очень умный, люблю винтажный цвет старых фулфреймов и звук их зеркала — такого больше не делают! Вторник: F80 + 50/1.4 и конечно кодак портра, ведь она лучше всего передает мои ощущения от вторника. Среда: OM-2 + 28/3,5 и какая-нибудь редкая пленка, потому что сегодня у меня особо артистическое настроение и хочется отчаянно курить и снимать, снимать и курить, мои чюваки. Четверг: Z7 IV и 20/1.5, я люблю все самое современное и свежее, ведь известно что за бзк будущее. Пятница: старый Kodak c CCD, потому что по телевизору (и об этом позже) сказали, что CCD это новая пленка, а пленка у меня уже была в среду, мои чюваки, поэтому в пятницу старый Kodak с CCD. В субботу, не смотря на шаббат, я-таки достану из своего дорогого фоторюкзака X100V, потому что по телевизору сказали (и об этом позже), что это лучшая камера для стрита, а я идентифицирую себя как стрит-фотограф.

В воскресенье Бог отдыхал и нам велел, ведь неделя получилась очень напряженной! Как там фотографии, кстати? Ах да, руки заняты, некогда фотографировать: одной мастурбируем, второй камеру придерживаем, снимать-то неудобно.

Ваша камера должна быть подходящей для выполнения правила номер один, а значит сгодится любая, например, дешёвая и старая, а значит, сэкономленные деньги можно потратить на вино и теплую компанию (вино — до съемок, теплая компания — после, но идеально — вместо, как сейчас), которая принесет фотографу больше пользы, чем все камеры вместе взятые. Нет, смартфон все еще не годится (да, да, это отличный инструмент, посмотрите на Ермека, мы все знаем все правильные слова, только у меня есть веская причина, но об этом позже), даже если это арт-проект, тем более если это арт-проект, зачем вообще мы об этом говорим?

Каждая мысль о том, что любая камера не годится, а нужна строго определенная — это желание не фотографировать, а чувствовать себя фотографом. Для этого мы покупаем все это барахло и читаем обзоры, чтобы принять взвешенное потребительское решение, обдумывая все за и против, разговариваем об оборудовании, прочитав все эти обзоры (или, того хуже, посмотрев их по телевизору) и ища подтверждение в принятии своего взвешенного потребительского решения, тестируем свое оборудование, чтобы убедиться в том, что наше взвешенное потребительское решение был по-настоящему взвешенным, и, когда доходит дело до фотографирования, у нас просто нет никаких сил, все они ушли на то, чтобы приобретать знания, выбирать, размышлять, чтобы продолжать чувствовать себя фотографом. Если желание чувствовать себя фотографом достаточно сильное, то можно пропустить ту часть, где нам надо фотографировать, и вместо этого посмотреть еще пару телепередач, где другие фотографы ходят и снимают за нас — это отлично работает.

Подходящая камера должна уметь делать фотографию и куда-нибудь её сохранять и, по большому счету, этого достаточно. Скорость автофокуса, разрешение, мегапиксели, функции, тип матрицы не имеет никакого значения, потому что наша главная задача не найти камеру, которая лишена недостатков (ну и что, что фотографии ничего кроме зевоты не вызывают, зато смотрите, какие я накрутил цвета в rpp/покрасил в дехансере/использовал пиксельшифт/впишите своё), наша задача в том, чтобы взять то, что есть и превзойти это. Но это — не ограничения камеры, а ограничения фотографии вообще. Препятствия всегда есть, они всегда будут, они должны быть, должно быть тяжело, должно не получаться, должно не получаться долго, мучительно, до отчаяния, в этом и весь смысл. “Творчество выходит из меня очень легко” — а это точно творчество?

В итоге, не имеет значения, какая камера в кармане: если фотография хорошая, то какая разница на что это снято (это имеет значение только для производителей камер, иначе они вам не продадут свой бренд, но бренды нужны лишь для того, чтобы не утонуть в обилии камер, и приверженность бренду помогает защититься от ста пятидесяти моделей, которые не просто выглядят одинаково, но и снимают одинаково, работают по одним и тем же принципам и там даже матрицы в большинстве случаев те же самые, просто одни бренды получают сенсоры чуть раньше, а другие чуть позже, или вносят небольшие изменения в техпроцесс, натравливая сверху фундаментально другой слой микролинз, как будто это влияет на результат, но это лишь вопрос веры), другое дело, если фотография неудачная — во-первых, можно собственную ошибку спереть на камеру (плохой автофокус, эргономика, долго включается, цвет не тот), а во-вторых, какая разница, ваши неудачи никто не увидит, а оправдываться перед собой уместно, если вам лет десять, наверное, и то — я сильно сомневаюсь.


Надо дописать эти правила и закончить с текстами, потому что с ними есть одна проблема — я их пишу вместо того, чтобы фотографировать (= для того, чтобы не фотографировать), а вы их читаете, вместо того, чтобы фотографировать (= для того, чтобы не фотографировать), а воздух уже начал меняться, как и погода, а изменения всегда лучше, чем их отсутствие, и любимое время — это всегда межсезонье.

Итак, третье правило:

«Оставь свои фотографии в покое!»

Просто оставь их в покое. Хватит теребить карточки, теребить лайтурм, капчу, фотошоп или что там у тебя стоит для теребления, придумай что-нибудь, что сделает из тебя такого человека, который большую часть времени занимается только фотографированием, а не ежедневным пере-смотром своих фотографий, ежедневным редактированием своих фотографий, ежедневным выкладыванием своих фотографий в пять соцсетей и отдельный телеграм-канал (или два, по каждому на разный жанр), и следуй этому.

Все и так поняли что ты фотограф, что у тебя есть фотоаппарат и фотообъектив, и возможно фотоштатив, фоторюкзак, фотосумка, фотофильтры и прочий хлам, это знание никому не нужно, не важно, неинтересно, потому все вокруг тебя делают тоже самое, поглощённые исключительно собой, моё, мне, меня, вот мое, смотрите, я, я, я.

Просто оставь их в покое, для того, чтобы выйти из проклятого цикла, чтобы перестать разгонять инфляционную допаминовую спираль, которая заставляет бежать за количеством, а не качеством, за сиюминутным удовлетворением, а не за долгосрочными целями и за производством одноразового контента с минимальностью ценностью не столько для зрителя, сколько для себя - “подумаешь, еще наснимаю”.

Просто оставь их в покое, потому что хорошее всегда видится на расстоянии.


Наш мир прививает такой тип мышления, в котором любое событие - это всегда комментарий в нашу сторону. Тоже самое происходит с фотографией —  чужие фотографии существуют не просто так, они существуют как комментарий к нашим фотографиям. “Я могу так же”, “он снял лучше”, “я снял лучше”, “надо повторить”, “я думал об этом, но не снял, поэтому я расстроен”, я, я, я, мне, меня, моё, я, я, я.

Господи, да заткнись ты уже!

Чужой успех — это всегда твоя потеря, а чужая потеря создает ощущение собственного успеха, но это тупиковое мышление, потому что в этом случае нет никакого независимого творческого результата, есть только бесконечная погоня за иллюзией, и единственный способ вырваться из этого цикла — следовать четвертому правилу:

“Оставь чужие фотографии в покое!”

Просто оставь их в покое. Хватит теребить фотоканалы, теребить фоточаты, фотокниги, фотовыставки, фотожурналы или что ты там открываешь для теребления. Придумай что-нибудь, что сделает из тебя такого человека, который большую часть времени занимается только фотографированием, а не ежедневным пере-смотром чужих фотографий, ежедневной оценкой чужих фотографий и как они соотносятся с твоими фотографиями, и делай это.

Просто оставь чужие фотографии в покое, для того, чтобы выйти из проклятого цикла, чтобы перестать оценивать свой творческий результат через призму чужого творческого результата, чтобы не создавать вторичный продукт, теряя драгоценное время вместо попыток ухватить образы на периферии зрения, которые каждый раз ускользают в тот момент, когда мы пытаемся их ухватить, оставляя нам только смутное ощущение, но это нормально, потому что это и есть наша цель.

Быть фотографом = фотографировать, всё остальное — не быть, а казаться, и это не имеет никакого отношения к фотографии, это никак не способствует творческому результату, но мы это всё и так знаем, просто ничего не хотим делать, ведь для этого надо меняться, но никто не хочет меняться.