A → B

О жанрах

Однажды в чате с утомлёнными фотографами Денис спросил: «интересно, какое оптимальное количество жанров в фотографии, в которое может влезть человек и при это снимать на высшем уровне?»

Ответ на этот вопрос, конечно, существует, и он равен нулю. Да, я не ошибся, оптимальное количество жанров фотографии, в которое может влезть фотограф и снимать на высшем уровне — это ноль. Почему? Потому что в фотографии не существует никаких жанров, жанры возникают ретроспективно и нужны всем, кроме фотографов. Жанры нужны коллекционерам, галеристам, издателям, фотоконкурсам, продавцам фототехники, продавцам аксессуаров — словом, всем, кто обращает фотографию в товар, наделяет её стоимостью и ценностью, а фотографам жанры не просто не нужны, а еще и невероятно вредны, особенно в самом начале творческого пути.

Представь, что бежишь по полю с луговыми травами. Дует легкий летний ветерок, солнце недавно взошло и еще не слишком высоко, чтобы спасаться от жары в тени раскидистого дерева неподалеку, трава под ногами пружинит и тело лёгкое, как пёрышко. Ты бежишь, только потому что бежится, подчиняясь лишь своему внутреннему интересу. Это — и есть фотография. Мы скользим через пространство с камерой в руке, реагируя на то, что считаем важным для себя, обращая внимание на то, что вызывает отклик внутри, останавливаясь там, где важно и рассматривая то, что имеет ценность для нас, мы снимаем фотографии изнутри, пытаясь сформулировать что-то, что другими способами сформулировать невозможно.

Теперь представь, что на этом поле появляется деревянный ящик, на котором написано “стрит”. Не ты собрал этот ящик, не ты выбрал его размеры и дерево, но ты залез в него и внезапно оказывается, что надо играть по чужим правилам (снимать определенным образом, а то не стрит!), использовать определенную технику (блогер в ютюбе обязательно расскажет какой объектив для стрита самый лучший, а другой блогер расскажет какая камера для стрита самая лучшая, а третий блогер обязательно расскажет топ-5 аксессуаров для стрит-фотографии), еще сразу же выдадут лучших стрит-фотографов века, советы, пресеты, все необходимые формулировки, мастер-классы, книги и курсы.

Дверь ящика еще не заколочена, и можно выйти, но ты решаешь остаться, потому что там хоть и поле с луговыми травами, но ничего не понятно и надо работать собой, а тут всё понятно: можно выучить все шаблоны и вообще перестать думать. И ты заколачиваешь дверь самостоятельно, без посторонней помощи, потом проходит 2-3-7 лет, и ты, снимая “стрит”, проходишь его до конца и выгораешь. Неудивительно, ведь в игре по чужим правилам — правилам жанра — нельзя выиграть, можно лишь выгореть. Всего пара букв, а какая разница!

Иногда случается невероятное, и Очень Талантливый Человек “раздвигает границы жанра” (так потом пишут в книгах), но надо читать наоборот, это всем остальным приходится переопределять границы жанра (дай бог, чтобы одного), потому что Человек, очевидно, плевал на них с высокой колокольни и создал настолько сложный и мощный пласт работы, поднявшись над всеми условностями, используя те же самые инструменты, что и все, что это невозможно было игнорировать. Узнали, кто это? Тогда напишите в комментариях, о ком я, иначе зачем мы читаем все эти статьи и книги о фотографии?

Единственный жанр, в котором может свободно работать фотограф — свой жанр. С этой стороны очень интересно наблюдать, с каким серьезным лицом коллекционеры пытаются запихать наследие Вивьен Майер в жанр “уличной фотографии” и придать ей какой-то особый статус, но все это пустое и проходящее, направленное исключительно на коммерциализацию чужой работы: Вивьен никогда не была фотографом, она была собой и следовала за своим личным интересом. Но так много денег не заработать, и если ты читаешь этот текст, то ты, скорее всего, фотографией много и не зарабатываешь, ха-ха, поэтому прямо здесь и прямо сейчас это абсолютно неважно.

Важно то, что еще одно лето кончилось, а ты все еще играешь по чужим правилам.