A → B

О мечтах

Все мы подписаны на разные каналы и паблики, в которых ведущие под тегом #насмотренность публикуют работы разных фотографов. Обычно это просто галерея из фотографий, еще указано имя автора и считается, что повышая насмотренность, мы повышаем уровень своих работ. И я тоже так думал.

Теперь я думаю, что это не совсем так.

Несомненно, до определенного момента, это приносит пользу — в конце-концов, Маккартни стал играть куда более интересные линии на своем басу после того, как услышал игру Джеймерсона. Но есть одно «но» — Пол изначально был талантливым мелодистом, а не стал таким в процессе «наслушивания».

Но все же, почему мне кажется, что смотреть чужие фотографии бесполезно (и даже вредно)?

Жак Лакан утверждал, что фантазм (fantasme) — это единственный способ взаимодействовать с реальностью, более того — реальность структурируется и воспринимается исключительно через фантазм. И чужие фотографии это всегда чужие фантазмы, и «насматриваясь», мы кормим себя уже переваренными штампами, используя их дальше в работах. Любитель — это тот, кто знает десять штампов, а профессионал это тот, кто знает сто.

У мира арт-фотографии (той, что представлена в галереях) свой фантазм: описания к работам на пяти страницах и артспик-бинго, состоящее и фраз вроде «в своих работах автор обращается к теме коллективной травмы». И если автор хочет оказаться в таком мире, ему придется мечтать чужие мечты, снимать и писать по чужим шаблонам, при этом пытаясь оставаться свежим и оригинальным. Так можно и с ума сойти.

Чужие фантазмы мешают нам погружаться в мир собственного воображения, искать выход ощущениям и переживаниям только нам подходящим способом, мечать свои собственные мечты, а не чужие. Книга Каваучи, о которой я выше написал, показала мне эту мысль с невероятной четкостью. Через призму её работ я увидел свой-но-не-мой фантазм, и это было не самое приятное переживание.

Но если уж очень надо вдохновляться, то, наверное, стоит идти в другие медии. Читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку, изучать культуру и философию, петь и танцевать. Даже если захочется утащить идею из, скажем, живописи, то напрямую это сделать всё равно не получится, и в процессе воровства придется проделать какую-то внутреннюю творческую работу.

Придется мечтать собственную мечту.