A → B

Фотография ни о чём

В фотографии есть жанр-изгой. Набившее оскомину пристанище новичков почище пейзажки, жанр, наполненный клише и стереотипами. Жанр, чьё величие с богатой историей и великими именами ушло в прошлое, но всё еще являющийся воплощением модернистской сути фотографии. Жанр, к моему глубокому сожалению, потерявшийся в нагромождении примитивных, безвкусных и растиражированных алгоритмами сюжетов.

Вы, наверное, догадались, о чём я. Но, прежде чем продолжить, я расскажу историю.

В 1852 году Густав Флобер в письме Луизе Коле рассказывает о своей мечте написать книгу ни о чем — un livre sur rien. Книгу, настолько прекрасную в своей форме, что само её содержание становится её стилем: «что мне кажется прекрасным, и что хотел бы я создать – это книга ни о чем: книга без всякой внешней опоры, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как держится в воздухе земля, ничем не поддерживаемая».

Жанр, о котором я пишу, по праву воплощает мечту Флобера о произведении «ни о чём». В нём чистота формы доведена до своего совершенства и все остальные стилистические приёмы оказываются только лишними, затуманивающими картину; не нужна ни история, ни мораль, ни озабоченность фотографа; такое произведение не манипулирует эмоциями, не подсказывает нам, что следует чувствовать, к ней не надо читать три страницы авторского объяснения, она красива и сразу понятна.

Как вы поняли, этот жанр — стрит-фотография. Да, да, та самая, нынче многими отвергнутая и слишком простая в современном пост-пост-мета-мета мире. Но на мой взгляд, именно стрит-фотография из-за её честности и реализма является идеальным воплощением фотографии как явления.

Стрит-фотография, будучи un photo sur rein, развязывает руки тем, кто любит форму, тем, кто стремится к простоте и красоте одновременно, тем, кто не любит Поиски Глубокого Смысла (Ваня, привет!) в своих работах. Иногда нужно остановиться, перевести дух и обратить внимание на простые вещи, окружающие нас каждый день и поискать в них что-то прекрасное.

И еще одна история.

В 1989 году вышел сериал Сейнфелд, который я бесконечно цитирую к месту и не к месту. В 43-м эпизоде герой Джейсона Александра — Джордж Костанза рассказывает продюсерам идею «шоу ни о чем», повторяя слова Флобера. Но сам эпизод — это почти буквальное повторение реального разговора авторов шоу, и дальше по сюжету они снимают шоу-внутри-шоу, в котором актеры играют актеров шоу, которые играют персонажей. Так или иначе, именно благодаря во многом революционному Сейнфелду мир ситкомов стал тем, чем он сегодня является. Что ж, достаточно неплохо для «шоу ни о чем»!

Make street photography great again!